Заражение
Критик:
J.R. Jones
«Это фильм Ирвина Аллена» - режиссер Стивен Содерберг недавно сообшил Нью-Иорк Таймс историю о его новом ужасном триллере «Заражение». «Мы точно не знаем, что он сделал, пригласив в фильм множество знаменитых актеров, пытаясь напугать множество зрителей». Содерберг ссылался на знаменитого голивудского продюссера, который сделал такие хиты как «Приключения «Посейдона» (1972) и «Ад в поднебесье» (1974). На самом деле Аллен не изобретал жанр фильма-катастрофы, эта честь, безусловно, принадлежит ленте «Аэропорт» (1970), где Ден Мартин пытался посадить Боинг 707 с разгерметизированным (после взрыва бомбы террориста) салоном. Но Аллен действительно создал идеальную формулу выживания, которую использовали во многих фильмах-катастрофах и бесчисленных (с тех пор) фильмах-ужасов. По его замыслу группа состоящая из разно-профильных героев собирается под руководством проницательного и решительного человека, чтобы вырваться из замкнутого пространства до того как закончится время. Как жертвы убийств в книгах Агаты Кристи они умирают один за другим и часть развлечения в том, чтобы предсказать, кто выживет, а кто нет.
Фильм-катастрофа как жанр никуда не исчезал, но безусловного его расцвет пришелся на семидесятые, эпохой так чреватой социальным и политическим хаосом, что страна часто чувствовала себя тонущим кораблем или сжигаемым небоскребом. К концу десятилетия Голливуд выпускал фильмы о захватывающих кризисах один за другим: вместе с тремя сиквелами «Аэропорта» вышли «Землятресение» (1974), «Гинденбург» (1975), «Русские горы» (1977), «Лавина» (1978), «Серая Дама» уходит на глубину» (1978), «Метеор» (1979) и «Китайский синдром» (1979).
Кинофильм Содерберга появляется в период блеклого социального климата, и хоть «Заражение» история о мировой пандемии, которая убивает в результате 26 миллионов человек, она значительно отличается от формулы Ирвина Аллена. Вместо того, чтобы объединиться и достигнуть внешнего мира, герои Содерберга в ужасе убегаю друг от друга, закрываясь в домах и интернет сообществах.
Как Содерберг и обещал, в «Заражении» очень много звезд: Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет, Джуд Лоу, Лоуренс Фишберн, Марион Котияр, Эллиотт Гулд, Дженнифер Эль, Джон Хоукс, даже комик Деметри Мартин в серьезной роли медицика- исследователя
Так как это история про пандемию, никогда не знаешь, кто из этих красавчиков начнет пускать пену и биться, как рыба, выброшенная на берег. Так же как Альфред Хичкок шокровал зрителей, убив Дженет Лей в «Психе», первым человеком, сыгравшим в ящик в «Заражении» становиться прекрасная Пэлтроу. Даже есть кадр крупным планом ее посиневшего, мертвого лица, когда два хирурга вскрывают ее череп и лоскуты кожи с черепа свисаю на лоб. «О, Боже!», восклицает один из них, изучая ее мозг. (Если б я заглянул во внутрь головы Гвинет Пэлтроу, я б наверное тоже так отреагировал).
Вместе с прекрасными звёздами в «Заражении» немало ужасов, хотя по контрасту с Мэтом Деймоном м Кейт Уинслет они кажутся вполне обыденными. Картина начинается с черного экрана и звука кашля. Снова и снова Содерберг выделяет те незначительные моменты, когда болезнь предается к следующему человеку. После того как Пэлтроу покидает свое место в баре, камера укрупняет стеклянную тарелку с которой она брала арахисовые орешки. Затем доктор Суссман (Гулд), который изучает вирус, собирается передохнуть, пообедав в ресторане ; он приходит в ужас глядя на общающихся людей: каждый поцелуй, рукопожатие, каждый обмен стаканами может означать смерть. Крупным планом палец, нажимающий кнопку лифта - такой же кошмар, как и Кожанное лицо размахивающее бензопилой из фильма «Техасская резня». Как и большинство фильмов снятых на больших киностудиях «Заражение» представляли Чикагской прессе только один раз, и я знал, что если хочу написать это обзор, мне придется туда пойти, несмотря на чувство страха. У меня не было такого чувства перед началом фильма, но оно несомненно появилось к его окончанию.
Главный герой фильма – Митч Эмхофф(Дэймон), который к счастью оказался невосприимчив к болезни, хотя его жена (Пэлтроу) и маленький приемный сын умирают в первые несколько часов после заражения. Митч – прекрасный человек, но у него нет шансов оказаться Юджином Хэкманом из «Посейдона» или Полом Ньюманом из «Ада в поднебесье». Как только его выпускают из карантина, он со своей дочерью-подростком едет домой, прятаться, как и все остальные, в ожидании, когда все закончиться.
Многие врачи становятся жертвами эгоизма и бюрократической склоки. Единственная, кто избегает всего этого – самоотверженная доктор Мирс (Уинслет). Ее направляют в самое пекло для расследования. где она неизбежно заражается ( она умирает на койке в палате, все еще пытаясь предложить свой пиджак дрожащему рядом человеку). В это время президент США укрылся под землей, а члены Конгресса остаются дома и работают через Интернет.
Содерберг провокатор в отношении темы Интернета в фильме. Как вирус, который уничтожает любую клетку, к которой попадает, дезинформация мгновенно распространяется по интеренету, отменяя ту информацию, которая могла спасти людей. Единственный настоящий злодей в фильме – Алан Крумвиеде (Лоу). Циник, любой ценой желающий привлечь к себе внимание, ничем не гнушающийся блоггер. Другие, более ответственные герои относятся к нему как к надоедливому насекомому. Когда он приносит историю о начинающемся кризисе, редактор «Хроник Сан-Франциско» отмахивается от него, когда протягивает диктофон в лицо доктору Сусману – тот суетливо убегает.
(«Блогги – это не литература» - говорит через плечо Сусман: «Это граффити с пунктуацией») После того как Крумвиеде растубил по интеренету о волшебном спасении с помошью травы фортисии, его рейтинг растет, на сайте 12 миллионов посетителей. Но ограниченная доступность лекарства приводит с дракам в аптеках, а теория Крумвиеде о заговоре правительства и больших фармацевтических компаниях разубеждают некоторых людей воспользоваться преимуществом официальной вакцины.
Фильмы-катастрофы охватывают весь диапазон стихийных бедствий: пожары, землетрясения, утечка ядерного топлива, астероиды, список можно продолжать. Но в конце концов все сводиться к вопросам лидерства и доверия: В «Приключении «Посейдона» Хакман сумел убедить маленькую группу людей на перевернутом океанском лайнере следовать за ним в машинный отсек, у них был маленький шанс прорубить ход через обшивку корабля, а не ждать спасателей в перевернутом танцевальном зале. «Заражение» пострашнее всего, что Ирвинг Аллен придумал, но проблема не в фильме, а в том факте, что в эру природных и антропогенных катаклизмов наши лидеры слишком беспомощны, чтобы руководить, а остальные слишком обособлены, чтобы следовать. Доверие можно получить, но не передать как вирус.
Источник:
reader
рассказать друзьям
|